Лучший рецепт папье-маше. Как сделать папье маше гладким
Лучший рецепт папье-маше – Ярмарка Мастеров
Лучший рецепт папье-маше. Мастер-класс. DIY
Друзья! Мы любим папье-маше! И открыто признаемся в этом, размещая здесь мастер-класс. Данный рецепт опробован нами много-много раз. Из него мы делали и огромного размера арт-объекты и совсем маленькие предметы и каждый раз эта масса проявляла себя замечательно. Она пластична и легко поддается обработке, все ингредиенты доступны и дешевы. Немного времени и старания, и можно достичь почти/или идеальной поверхности. Готовый объект очень прочен и мало весит. Делимся лучшим рецептом папье-маше! Проверено лично художниками Project Room Atelier))
www.livemaster.ru
любимое дело: ПАПЬЕ-МАШЕ (рецепт приготовления)
ПАПЬЕ - МАШЕ (рецепт приготовления)
Чтобы начать делать, что-то из папье-маше, я перебрала много рецептов, пока сама не вывела свой. На это у меня ушло полтора года.
Я определила, что ни каждая бумага идет, чтобы получилась эластичная масса, даже не всякая туалетная бумага.
Моя мама работала режиссером Народного Театра кукол и её от Министерства культуры послали в мастерскую Театра кукол им. Образцова.
Они тогда делали куклы путем обклеивания пластилиновых голов рваной газетной бумагой. Это было очень долго... Слой за слоем, ряд за рядом.
Каждый слой должен был хорошо просохнуть, я, просто, поражалась её терпению. Прошло много времени. Первую голову я сделала таким же методом.
Когда мне попал рецепт массы, я его стала доводить до ума. Рецепты были с разными клеями.
Один с клеем ПВА. Очень дорого, масса не эластичная, клея уходит много.
Второй с клеем КМЦ. И этот попробовала...
Но не подошла бумага. Я была в панике, что же делать? Все рецепты данные в интернете - ну, просто, фуфло! Разозлилась на всё и на вся, и купила самую дешевую бумагу, она оказалась мягкой и быстрорастворимой,
у неё и название такое "Нежная", как туалетная бумага, не годная -никакая.
Производство бумаги Россия, Башкортостан, город Нефтекамск. Похоже, я её одна и брала... Клей КМЦ нужно готовить заранее. Завариваешь кипятком 500 грамм сухого клея, и он стоит и набухает дня два. Если вы надумали что-то делать из папье-маше, убедительно вас прошу прочитать все разделы по заготовкам. В своих статьях я не повторяюсь, а вам все мои советы пригодятся.
Перед тем как делать бумажную массу, туалетную бумагу 2-3 рулона ставишь в ведро и заливаешь из чайника кипятком. Струя воды должна литься в середину рулона, и он раскрывается как розочка. Все рулоны заливаются кипятком, чтобы бумага полностью была покрыта водой и ждать до полного остывания. Потом толкушкой разбиваешь и разрываешь всю бумагу, отжимаешь, как половую тряпку, заливаешь густой клей и разбиваешь все отжатые от воды комки бумаги толкушкой до сплошной массы. Чтобы получилась сплошная масса, бумагу с клеем нужно бить, колотить, чтобы не было ни единого комочка (хочу вас огорчить - это очень сложная и тяжёлая работа). Если получается очень густо, то нужно добавить клея (то,что осталось у вас на стенках емкости, в которой заваривали клей). Масса должна получиться, как мягкое тесто. ВСЁ - МАССА ГОТОВА!
P.S. (Толкушка - это деревянная толстая палка, современный миксер. Увы, миксером масса не получается). Самый лучший клей КМЦ - буровой, желтоватого цвета. Массу можно хранить в холодильнике, хранится дольше, правда, если долго не использовать, то масса наполняется водой, тогда приходиться добавлять густого клея. Конкретного соотношения в граммах дать не возможно, всё зависит от бумаги и от клея. Добавлять ПВА не советую. Мне как-то сказали: "Не выдавай свои секреты", я думаю - ну, почему? Этим делом далеко ни все займутся, а кто займется - СЛАВА БОГУ! Подручные инструменты:
Набор стеков - Бывают пластмассовые, деревянный и металлические.Самые дешевые пластмассовые, я работаю ими, работаю давно и считаю, что для папье-маше данные стеки самые удобные (можно купить в канцтоварах). СТЕКА - это инструмент, которым пользуется скульптор при лепки, для обработки поверхности скульптуры.Дальше я вам буду рассказывать про то, что можно сделать с массы папье-маше и как делаются горшки и кашпо, копилки, панно и куклы.
П А Н Н О
Массу наносим на фанеру толщиной до 2-3 см, и, как только масса подсохнет, по краю прикрепляем папье-маше к фанере степлером и все лунки, которые оставил степлер, заделываем массой папье-маше. Вся масса полностью высыхает, и на нее через копирку наносим задуманный рисунок. Хочу подметить и чтобы вы не забывали - масса накладывается слой на слой и не важно высохла она или нет и ничего, никакого клея не наносите на предыдущий слой! А теперь началась сложная работа, потому что вам нужно с плоского рисунка сделать объёмный, поднимая массу от плоскости на 2-3 см. Вы сразу должны решить какой формы у вас будут цветы или звери, или то, что вы замыслили - овальной, гладкой, плоской или будет композиция, к которой вы примените все перечисленное. У меня таким образом делалась "Рыбачка", которую я имела неосторожность не рисовать, не переводить, а сразу лепить - это было что-то... В результате она у меня еле-еле поместилась на фанерку.И ноги получились коротковатые, потом пришлось отрывать ноги и их удлинять. Хочу признаться: это панно у меня было первое. Вот фото "Рыбачки".Масса ещё полувлажная, и вы корректируете рисунок, разглаживая в нужных местах, прижимая контуры стеком.
Ну вот у вас все высохло, и теперь поверхность нужно сделать гладкой как кожа. Вы мягкой мокрой кисточкой мочите маленькими участками высохшую массу из папье-маше, выравнивая поверхность стеком.
Да, это трудоёмкая работа, требующая большого терпения, и далеко не каждый человек займется этим делом. Но панно делать - это одна из самых легких работ, самая сложная работа - это делать куклы, но об этом я расскажу в самую последнюю очередь, и это будет уже на другом мастер- классе.
Итак. Панно готовим к покраске после полного высыхания. При этом взгляните на мое панно - самые тонкие детали при высыхании массы может повести, развернуть и даже изуродовать... Очень внимательно просмотрите лицо - глаза, веки, носик, губки, ушки, все поправьте, все исправьте и не торопитесь красить, потому что после покрытия такой краской как акриловая, а тем более масляная, вы уже ничего не исправите, а вам придется сдирать краску и делать всё сначала, а это значит - снова и ладом.
Красить можно любой краской, которой вам удобно работать - гуашь, акварель,акрил или масло.
Акриловая краска удобна тем, что она быстро высыхает и после этого уже не мажет, но ей нужно работать в том случае, если она работает как грунтовка и вы только легкие оттенки применяете в рисунке, а вот плавный переход от темного к светлому или наоборот от светлого к темному у вас вряд ли получится, а все потому что она сохнет прямо на глазах.
Очень хорошо работать гуашью и акварелью, но про эти краски вы, вероятно, знаете со школы. Да и они не так больно бьют по бюджету.
Но если вы вздумали соорудить произведение искусства, то здесь вне конкурса стоят масляные краски.
Я обычно работаю с акриловыми , они быстро сохнут. Это удобно и не удобно...
Не удобно потому, что очень сложно с оттенками, можешь просто не успеть.
Удобно - краска разводится водой, но она не смазывается и не смывается водой.
ХОЧУ ДАТЬ СОВЕТ - АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ РАЗВОДИТЕ ТОЛЬКО ВОДОЙ.
Не применяйте никакие разбавители и растворители, потому что после покрытия получается эффект масленой краски - пленочки, которая не зачищается наждачной бумагой, а сдирается толстым слоем.
Если вы считаете, что способны опередить высыхание (в смысле успеете поймать оттенки), и если акрил вам очень нравится - то с Богом!
Легче работать масляными красками, но они долго сохнут, но зато легче подобрать колер.
Акварель, гуашь и акрил после полного высыхания желательно покрыть бесцветным акриловым лаком, он очень дорогой, но быстро сохнет и цена оправдывается тем, что его мало уходит и его точно также как и акриловые краски можно разводить водой. После этого лака вид у панно... Мне очень нравится - какой-то естественный, натуральный что ли.
Можно покрыть мебельным лаком или бесцветным, или с оттенком, ну это на ваше усмотрение. Сохнет долго, дня два - три и только потом можно наносить следующий слой.
И ещё один совет для таких работ: самые лучшие краски для работы по бумаге, картону, дереву, холсту, керамике, гипсу, бетону фирмы ООО НПП Экспоприбор - набор 6 цветов во флаконах с дозаторами. Все краски хорошие, и перламутровые, и флуоресцентные и купить можно в канцтоварах или "Всё для школы". Краски дорогие, но их хватает надолго. И пока я всё это перечисляла, изделие, которое вы покрасили, подсохло.
Ну вот и всё, ваше панно готово!
P.S. Акриловый лак хоть и сохнет быстро, но для следующего слоя, тоже также 2-3 дня, потому что прежний слой (не высохший слой) акрилового лака наворачивается на кисточку и ложится на поверхность комками и тут у вас опять начнется... В общем, тогда читайте мою статью сначала. Придется все опять сдирать, а когда он сдирается, то с собой поднимает все слои краски. Будьте осторожны, если не хотите повторить моих ошибок. В общем, мое первое панно было для меня вымученным. Я вам рассказала про свои ошибки - не делайте их!
Успехов вам, друзья!!!
К О П И Л К И
Я делаю копилки любой формы, любого размера, любого задуманного зверя, человечка, головы, руки, ноги... Очень большой выбор!
Если вы умеете лепить с пластилина, значит сможете вылепить и из массы папье-маше. Берете любую пластмассовую емкость с широким горлышком - из-под лекарства, из-под кефира, из-под моющего средства, размеры на ваше усмотрение. Крышку можно оставить наверху и сделать из крышки шляпку, на крышке шляпку, сделать отверстие для монет или емкость перевернуть, чтобы крышка была внизу, тогда дырочку для монет нужно вырезать или выпилить, лучше второе, получается чище, на донышке или сбоку емкости, ну это как сами решите. Почему с крышкой? Потому что ваша копилка не разбивается, а чтобы ребенок её не открыл, на резьбу капаете одну каплю супер клея и закрываете - открыть крышку сможете только вы, когда копилка будет уже полная. Насчет отверстия решайте так, как вам будет удобно, но емкость на время просушки должна быть герметично закрыта, так как при высыхании массы не закрытая емкость бесформенно вдавливается и ее коробит безжалостно, по принципу наименьшего сопротивления. Когда емкость обмажете массой, на месте отверстия делаете вход. Слой массы должен быть до 3 см - это будет первый слой и всё, свою будущую копилку ставите на просушку. Делайте сразу несколько заготовок - это ваши будущие подарки. Дня через три ваша заготовка просохнет и вы начинаете вылепливать форму. Заметьте, если ваша масса набрала влагу, срочно добавляйте в неё немного густого клея иначе весь набранный рисунок сползет вниз, сползет бесформенно, сползет уродливо и как попало, так у меня было, и весь ваш труд потеряет всякий смысл, это как в вязании - первая вещь должна получиться красивой, иначе, просто, всё закинете и забросите, и никогда больше за неё не возьметесь. Когда набираете задуманную фигурку, плотнее прижимайте массу к основе, чтобы не попадал воздух. Всё. Ставите на просушку. Копилка должна высохнуть полностью. Обратите внимание, если на вашей копилке получился очень толстый слой массы и если она у вас будет долго стоять, то ваш медведь превратится в худосочного волка и вам придется его ещё раза два наращивать. Хочу заметить, что в этом случае, вы ни чем массу не покрываете - ни краской, ни лаком, только после полного высыхания. Если копилка большая (сантиметров 50), то массы на нее уйдет очень много. Клей заготавливайте заранее дня за два до лепки. И ещё... Ваша копилка будет, для вас, как для женщины, совершенно не подъёмная, поэтому второй слой вы наносите на копилку, которая останется на том же месте и НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЕЁ ПОДНЯТЬ!!! Только после высыхания! Копилки (заготовки)Заготовка перед чисткой
А здесь я экспериментирую грунтовку.
КОПИЛКА МАША И МЕДВЕДЬ
Копилку я красила акрилом, но глаза у Маши советую красить маслом,получаются более правильные глаза. Кстати, здесь на фотографии нарисовано акрилом и, как я не старалась, они, все равно, у неё какие-то размытые. В принципе, красить можно любыми красками, только завершающим слоем должен быть мебельный лак. Копилочка готова!
ГОРШКИ И КАШПО
Горшки можно делать из подручного материала - с майонезных ведер, стаканчиков из под сметаны и всё такое аналогичное. На стенки майонезного ведра плотно лепим массу папье-маше - где-то в один сантиметр толщиной и прижимаем её плотно к основе. Пока масса сохнет, её постоянно разглаживаем стеком и уже к полному высыханию перед вами стоит ведро с совсем гладкой поверхностью. Всё, наносите рисунок или переводите через копировальную бумагу. Рисунок будет объемный, и вам придется поднимать массу на 1 см от поверхности. Заранее для себя решаете какой формы будет рисунок и начинаете творить. Массу наносите смело, дополнительно ничего не надо клеить, масса ложится без проблем и, по сравнению с копилкой и даже с панно, на горшки уходит очень мало папье-маше. И рисунок набирается относительно быстро. Потом опять ставите на просушку и повторяете, как и в начале, работу со стеком. После полной просушки подкорректируйте ваш рисунок, если вы его правите без применения воды, то сразу после этого приступайте к окраске, но если с водой, то тут придется подождать, когда все просохнет. Окраска описана в предыдущей статье. Красите любыми красками, которые вам по душе, всю поверхность ведра (поле делайте лучше с оттенком, потому что мебельный лак со временем немного желтеет и на белом фоне это заметно). И как краска высохнет, обязательно покрываете мебельным лаком. Лак высохнет - горшок годен к применению. Кашпо делается таким же методом, только на него уходит намного больше массы, в зависимости от размера вазы. От размера зависит и объём работы. ВСЁ ВАШИ ГОРШКИ ГОТОВЫ! А это кашпо, пока ещё в работе...Объёмный рисунок
Башкирские мотивы
Мне как-то в сообществе задали вопрос, крепкие ли горшки. Отвечаю. Можете бить, колотить, ронять, а при старательном воздействии, быстрее разобьется майонезное ведро (правда, за счет массы, ведро также становится крепче). Только не делайте в донышке отверстие для слива лишней воды с почвы, потому что между пластмассой ведра и краской получается оголенная масса папье-маше, которая поползет от влаги. Попытайтесь это отверстие тщательно несколько раз промазать краской. Я сама этот вариант не испытывала, но логически получается так, как я вам советую, но практически - не знаю. Если вы занялись этим делом - ДЕРЗАЙТЕ!rucodelie-lubimoedelo.blogspot.com
техника, про которую все слышали, но мало кто знает
Я решила поделиться с вами страницами из моей книги «Папье-маше», которая вышла в издательсте Питер в 2015-м году. Она есть в продаже, но мне кажется, что дельными советами можно и нужно делится с тем, кому это поможет в работе с детьми или в своем творчестве. Буду рада, если это окажется полезным. Иллюстрации и верстку я делала сама. Работы, которые там приведены в качестве примера, тоже сделаны мной в течении многих лет увлечения техникой папье-маше.
В интернете очень много некорректных советов по изготовлению бумажной массы и я решила описать свой опыт работы в этой технике, написав книгу с картинками.
Сегодня я помещаю два первых разворота, которые посвящены традиционному слоеному машированию. Завтра повешу главу о том, как делать и работать с бумажной массой.
Предисловие
Перед вами — иллюстрированное руководство по изготовлению несложных форм из папье-маше. Интерес к этому материалу со временем становится только активнее, а печатной информации практически не существует. Сведения в интернете отрывочны и хаотичны, а иногда просто ошибочны. Это убедительные причины, чтобы у автора появилось желание организовать многолетний опыт работы с этим материалом в одном месте: в небольшой книжке с картинками. Здесь описаны и отрисованы основные приемы формообразования из этого материала, способы изготовления моделей для папье-маше и техники формовки из кусочков бумаги и бумажной массы.
Автору, как преподавателю предмета «Архитектоника», техника папье-маше интересна именно тем, что она представляет из себя еще один способ создавать формы. В процессе обучения предмету перед студентами ставится задача построения объемов, максимально используя выразительные свойства заданного материала. Например, передать пластику человеческого тела посредством трансформации плоского листа, «рисованием» проволокой в пространстве, текстильной скульптуры. Папье-маше дает возможность побыть настоящим скульптором, потому что эта техника позволяет «лепить» объемы. Это интересный опыт, который потом активно используется студентами при создании авторских проектов.
Пожалуй, ближе всего к папье-маше по своим пластическим свойствам и конечному результату находится керамика. Но занятие керамикой требует профессиональной подготовки и серьёзной материальной базы: печи для обжига, глазури, подготовленной глины, шамота, подглазурных и надглазурных красок, гончарного круга.
Папье-маше позволяет заниматься собой в домашних условиях.
Все, что нужно для этого — бумага и клей.
Часть первая «КАК ДЕЛАТЬ»В которой вы познакомитесь с основными приемами работы с папье-маше
Слоеное папье-маше изготавливается из кусочков бумаги и клейстера. Бумагу лучше не резать, а рвать, так как при этом у бумажных кусочков получается тонкий край, хорошо сливающийся с общей массой. Если резать ножницами, то на поверхности хорошо видны отдельные куски из-за четких краев отрезанной бумаги. Размер кусочков зависит от размера изделия: чем оно меньше, тем мельче должна быть порвана бумага. Полосы бумаги намажьте клеем с двух сторон. Последовательно покройте поверхность модели кусками бумаги, захватывая каждым слудующим какую-то часть соседнего куска. Бумагу следует плотно притирать к поверхности и разглаживать складки. Не старайтесь смазывать бумагу большим количеством клея. Папье-маше надо делать как можно суше, иначе оно будет рыхлым. Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. Если же они все-таки получаются, надорвите бумагу в этом месте и уложите ее по форме Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу много бумаги: она будет долго сохнуть. Когда эти 2-3 слоя подсохнут, вы можете постепенно наклеить столько слоев, сколько необходимо, чтобы получить желаемую толщину изделия. Обычно хватает 5-7слоев. Для большей жесткости формы можно между слоями бумаги проложить слой марли. Она будет работать, как арматура в стоительном деле. Не следует использовать толстую бумагу, она плохо прилегает к форме, так как непластична. По собственному опыту знаю, что лучше всего для послойного папье-маше использовать тонкий крафт или газетную бумагу. Можно эти два вида бумаги чередовать, чтобы было удобно считать слои.
Клейтсер варится из муки. Разведите две столовые ложки муки в половине стакана холодной воды. Вскипятите в кастрюльке полтора стакана воды. Смесь муки с холодной водой тонкой струйкой вливайте в кипящую воду, все время помешивая. Как только загустевающий клейстер начнет булькать, снимите с огня. Можно использовать и обойный клей. Его не надо варить, он легко и быстро разводится холодной водой.
Папье-маше из бумажной массыготовится из мягкой бумаги, воды и клея
Процесс приготовления массы довольно прост. Бумага размельчается в емкости с водой при помощи миксера, лишняя вода удаляется через дуршлаг, а в оставшуюся массу добавляется клейстер или клей ПВА. Бумага выбирается в зависимости от цели, которую ставит перед собой автор изделия. Если использовать газету или журнальные листы, то в готовом изделии, если оно не покрывается краской, кое-где могут появляться печатные фрагменты. Если использовать цветную бумагу, то высохшее папье-маше приобретет цвет этой бумаги. Если же объект из папье-маше будет окрашиваться, то разумнее для приготовления массы взять белую или близкую к белому цвету бумагу.Чем плотнее бумага, тем дольше ее необходимо держать в воде: так она станет мягче. Самый простой вариант — серая туалетная бумага: она готова для измельчения сразу после контакта с водой и по своим свойствам больше всего подходит для массы. Не пытайтесь размачивать или варить упаковки для яиц: это бесполезное занятие. В этих упаковках уже добавлен клей, который не позволяет материалу разчягчиться в воде. Измельчать бумагу можно бытовым миксером, кухонным комбайном, дрелью со специальной насадкой или просто руками. Если вы используете бытовой миксер, то безопаснее для него молоть бумагу небольшими порциями. Воды должно быть такое количество, чтобы лопасти (ножи) свободно вращались. При использовании дрели с миксер-насадкой можно молоть бумагу в достаточно больших количествах.
При отсутствии электрических помощников измельчать бумагу можно и руками. Конечно, так мелко и равномерно, как миксером, бумагу измельчить не удастся. Но фактура высохшего папье-маше может оказаться в этом случае неожиданно интересной.
Воды для замачивания бумаги должно быть такое количество, чтобы вся бумага была притоплена. Чем теплее вода, тем быстрее идет процесс размягчения бумаги.
Можно даже «поварить» бумагу, поставив емкость на огонь. Это облегчит процесс перемалывания, так как бумага станет намного мягче и сделает цвет массы более однородным, если изначально бумага бралась разных цветов. Варить бумагу следует в том случае, если она плотная. Если выбрана мягкая бумага (салфетки или туалетная), то ее нет необходимости замачивать, а можно сразу залить водой и измельчать.
Когда бумага перемолота, лишняя вода из полученной массы удаляется. Для «отжима» можно использовать сито, дуршлаг, марлю. Желательно удалить максимально возможное количество воды, так как жидкая бумажная масса сползает с формы, долго сохнет и в процессе высыхания в ней образуются трещины.
Клей (ПВА, клейстер или обойный клей) в отжатую бумажную массу добавляется в приблизительной пропорции 1часть клея на 5-6 частей отжатой бумажной массы и очень тщательно перемешивается с бумагой. Опыт подсказывает, что лучше всего это проделывать руками. Более конкретные рекомендации по пропорциям клея и бумаги дать трудно. Когда клея много (особенно ПВА), папье-маше получается очень твердым и дальнейшая обработка высохшего изделия затруднительна. Когда мало — изделие может «рассыпаться». Нужную кондицию бумажной массы можно сравнить с обычным творогом в пачках.
Я еще добавляю акрилатную (или любую водную) шпаклевку белого цвета. Добавляйте ее в небольшом количестве (1/10 часть) в готовую массу и хорошо перемешивайте. Шпаклевка "заполняет" пространство между комочками бумаги и при высыхании поверхность становится менее фактурной.
Готовая масса наносится на поверхность модели равномерным слоем толщиной 4-5 мм. Старайтесь прижимать ее к поверхности пальцами с одинаковым усилием, разглаживая возникающие бугорки и вмятины. После полного высыхания поверхность папье-маше не получается идеально гладкой. Она имеет характерную фактуру, которая зависит от качества «помола» бумаги. Чем мельче была измельчена бумага, тем менее фактурна поверхность.
Шпаклевка при правильном использовании помогает добиться почти идеально гладкой поверхности. Грунт, левкас, шпаклевка — разные названия одного и того же вещества, предназначенного для сглаживания неровностей поверхности и подготовки ее под покраску. Покупая шпаклевку, обратите внимание на состав: вам нужна шпаклевка на водной основе или на основе латекса. Грунт на масляной основе не годится: он долго сохнет и трудно поддается обработке.
Очень важно наносить шпаклевку тонким слоем и обязательно дать ему высохнуть перед тем, как наносить следующий. Шпаклевка, положенная толстым слоем, высыхая, трескается. Наносить на папье-маше грунтовку можно мягким резиновым шпателем или плоской кистью из щетины. Первый тонкий слой грунта просушивают, счищают неровности наждачной бумагой или напильником и вновь покрывают шпаклевкой. Таким образом наносят два-три слоя, после чего окончательно зачищают и полируют мелкой наждачной бумагой. Если перед вами не стоит задача добиться гладкой поверхности, а только убрать образовавшиеся при высыхании трещинки, то достаточно будет одного слоя грунта в тех местах, где это необходимо.
Шпаклевку с успехом заменит «Паперклей» (paperсlay) — самозатвердевающий пластик на основе бумаги, который легко наносится пальцами, быстро сохнет и легко обрабатывается наждачной бумагой. Это любимый материал кукольников, которые работают с папье-маше.
Выбор краски для покрытия уже обработанного шпаклевкой или выравненного паперклеем изделия зависит от результата, который вы хотели бы получить. Проще всего использовать темперную или акриловую краски: они быстро сохнут. Темперная более укрывистая, акриловая — прозрачнее. Существуют матовые и глянцевые краски для всякого рода творчества, которые годятся практически для любых поверхностей и материалов. Не забудьте покрыть поверхность папье-маше белым грунтом или белой краской перед тем, как начать красить цветными. Это позволит вашей краске «прозвучать» так же, как на белой бумаге. Выбирайте грунт на той же основе, на какой сделана ваша краска: для акриловой краски — акриловый грунт, для поливинилацетатной темперы — грунт на основе ПВА.
Следующая публикация будет о способах маширования на форму или в форму.
Продолжение следует....
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
sdelaisam.mirtesen.ru
Папье-маше. Обзор материалов и технологий – Ярмарка Мастеров
Кто-то впервые узнал об изделиях из папье-маше на уроках труда в начальной школе, кто-то в детстве находил у себя дома старые новогодние игрушки и куклы, бережно созданные кем-то для ребятишек, которые сейчас уже стали бабушками и дедушками. Но, пожалуй, каждого поражала легкость и, как казалось, необычность материала, с помощью которого сделаны эти вещи.
Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно, и благодаря относительной простоте, завоевала свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства.
Папье-маше (по-французски – жеваная бумага) изобрели в начале 16 века во Франции и использовали при изготовлении кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям дал старт развитию производства в Европе изделий из папье-маше: табакерок, шкатулок, игрушек, масок, архитектурной лепнины и даже мебели.
У папье-маше по сравнению с деревом было множество достоинств. Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших количествах, когда немецкие кукольники отправляли во Францию головки из папье-маше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и наряжали кукол в модные платья.
Начальное получение.
Итак, Вы решили удивить близких своим мастерством и порадовать их красивым изделием из папье-маше? Папье-маше действительно легко делать, вот несколько требований.
Вам потребуется:
- бумага (газетная подходит лучше всего),
- клей,
- кисточка,
- клеенка на стол,
- краски,
- терпение,
Целесообразно все приготовить заранее. Во-первых, нарвите газету кусками приблизительно в 2 см шириной и 10 см длиной. Используйте волокнистую бумагу. Приготовьте клей. Существует очень много рецептов, мы предлагаем наиболее используемый.
Рецепт клея:
Учтите: что любой клей можно использовать с обоими методами приготовления папье-маше (наклейка слоев и приготовление массы). Я рекомендую обычный обойный клей.
1. Клей на муке.
Чтобы приготовить этот клей следуйте инструкциям. Нагрейте 5 чашек воды в кастрюле. В отдельной миске смешайте 1/4 чашки просеянной муки с чашкой холодной воды. Перемешивайте до получения консистенции как при приготовлении заварного крема. Когда комочков не останется, добавьте массу в кастрюлю с водой. Варите клей в течение 2-3 минут постоянно перемешивая, до загустения. Дайте клею остыть. У вас будет жидкий клей. Если вы предпочитаете густой клей (или торопитесь с просушкой) используйте следующий рецепт. Смешайте полную чашку муки и три чашки воды. В остальном все тоже самое.
2. Стенной пастообразный клей.
Приготовьте клей в соответствии с заводскими инструкциями. Используйте чуть-чуть меньше воды, чем требуется. Перелейте клей в герметичный контейнер. В холодильнике или прохладном месте клей сохранится в течение нескольких дней. Заводской клей обладает антисептическими свойствами. Помните о детях. Клей не должен попасть им в рот.
3. Клей ПВА.
Вылейте клей в миску и используйте.
Смазку наносите тонким слоем, чтобы потом не осталось следов. В качестве смазки можно использовать вазелин, подсолнечное масло или жидкое мыло. Также возможно использование пленки (не оставляет остатков, но возможно образование складок в текстуре папье-маше) или влажной бумаги (другой способ использовать для первого слоя только влажную бумагу без клея)
Формы для папье-маше.
Все выброшенные материалы годятся для скульптуры из папье-маше.
Надувные шары. Дешево и необходимо. Такие формы не нуждаются в смазке. Он сам порвется, когда папье-маше высохнет.
Миски и тарелки - они нуждаются в предварительной смазке, чтобы папье-маше не прилипла.
Картонные коробки - стороны могут подойти как плоские панели.
Упаковка - куски полистирола можно разрезать, склеить, соединить лентой.
Проволочные сетки - можно разрезать и выгнуть в нужную форму, а затем покрыть папье-маше. Осторожно с острыми краями.
Бамбук - разрезается по всей длине и используется для жесткости.
Посмотрите вокруг и вы удивитесь, как много всего можно использовать.
Технология изготовления папье-маше.
Существует несколько технологий изготовления работ из папье-маше.
1. Слоеное папье-маше.
Изделие послойно склеивается на модели (из пластилина, глины, дерева или гипса). Полосы бумаги намажьте клеем двух сторон с помощью кисточки. Покройте форму полосками и разгладьте, чтобы удалить воздух. Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу очень много бумаги, она будет сохнуть очень долго. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета. Когда все высохнет, вы можете постепенно наклеить столько слоев, сколько вам нужно до необходимой толщины. Чтобы добавить детали, такие как ободки, ручки, украшения, приклейте кусочки картона на модель с помощью пленки. Покройте весь объект папье-маше. Когда все высохнет, покрасьте изделие двумя слоями эмульсионной краски, чтобы сделать невидимым газетный шрифт. Вы также можете использовать «gesso» для более стойкой базы. После этого раскрасьте работу любой краской.
2. Папье-маше из мякоти.
Изначально для работы использовали размельченную и вымоченную в воде бумагу, полученную кашицу прессовали в формы. Сегодня к бумажной или тряпичной массе прибавляют глину, гипс или другие вещества. Чтобы изготовить непромокаемые изделия, бумажную массу смешивают с такими веществами, которые противодействуют влиянию воды.
Чтобы приготовить массу замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и прокипятите массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут разрушаться. Просейте и слейте. Разомните массу, пока волокна совсем не разрушатся. Перемешивайте с клеем до получения глиноподобной консистенции.
Также есть немного другой рецепт. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
Можно также приготовить материал для папье-маше из ячеек из-под яиц. Для этого ячейки из-под яиц разрывают на кусочки и оставляют на сутки в кипятке. Потом, добавив немного воды, помещают в миксер и размельчают. Полученную массу отжимают через ткань. Добавляют две части обойного клея и одну часть ПВА. Масса должна стать однородной и клейкой, но не приставать к рукам.
3. Папье-маше под «давлением».
Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия, шпаклюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
4. Из разных сортов бумажных обрезков,
мелко просеянной деревяной золы и мучного клейстера готовят массу. Бумажные обрезки рвут на мелкие куски, бросают в наполненный водой котел и дают в воде размокнуть. Вынимают, слегка отжимают воду, перекладывают в ступку и хорошо растирают. После этого массу кладут в плотный полотняный мешок и хорошенько отжимают всю воду. Полученный комок высушивают на солнце или печи, а после просушки растирают на терке. Натертую таким образом массу смешивают на доске с мучным клейстером при помощи деревянной лопаточки до густоты теста. Комок, заправленный мучным клейстером и образующий третью часть изготавливаемой массы, раскатывается скалкой на доске и раскладывается в виде венка. В отверстие насыпают мелко просеянной золы, поливают ее понемногу водой и мешают, пока вся зола не будет пропитана водой. Затем смешивают мокрую золу с венком из бумажной массы и хорошо размешивают. Полученную массу кладут в ступку и хорошо перемешивают, после чего получается папье-маше.
Раскрашивание папье-маше.
Папье-маше можно окрашивать насквозь (это удобно при изготовлении, например, шкатулок) или же только его поверхность (декоративные вещи, к которым не прикасаются руками часто).
В общем, любая краска может быть использована для раскрашивания папье-маше. Наиболее популярна акриловая краска. Ее легко использовать. Она дешева и содержит большую вариацию цветов. Быстро сохнет. Постерные краски можно использовать, но они не совместимы с лаком на водяной основе. Цвета получатся размытыми. Возможно использование глянцевой краски или эмали. Но важно помнить, что при любых красках вы должны первым делом запечатать (герметизировать) свою работу. Обычная эмульсия идеальна. Пары слоев достаточно.
Важные советы
1.Не пытайтесь ничего делать с изделием из папье-маше (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от размеров оно сохнет при комнатной температуре от 1 до 5 суток. При сушке изделий на батарее они могут потрескаться.
2.Независимо от вида папье-маше готовое изделие практически всегда нужно грунтовать. Для грунтовки изделия из папье-маше можно использовать шпаклевку на водной основе или на основе латекса – на масляной не стоит.
3. Прежде чем грунтовать изделие, его следует выровнять, аккуратно срезая неровности напильником, наждачной бумагой или острым ножом.
4. Грунт надо наносить тонкими слоями с помощью резинового шпателя или плоской кисти, обязательно давая ему высохнуть, прежде чем наносить очередной слой.
Изготавливать поделки из папье-маше несложно, но это требует кропотливости, усидчивости и старания. Зато вы своими руками создадите замечательные произведения и не пожалеете потраченного времени. Воспользуйтесь методом слоев или методом массы, или обоими сразу. Я надеюсь, вы почувствуете вдохновение приложить руки к папье-маше. Это замечательное увлечение.
www.livemaster.ru
Если вы не любите читать, можно посмотреть видео
Ставте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал! |
Первое что нам надо подготовиться это клей, я использую клейстер. Они бывают разные, есть клейстер из муки , из крахмала. У меня есть отдельные видео как приготовить клейстер из муки, вы можете посмотреть вот по этой ссылочке https://youtu.be/_z3N_TBcTD4 Также можно использовать обойный клей . Но я не рекомендую использовать клей ПВА, даже в разведенном виде он дает специфическую пленку и впоследствии изделие очень тяжело будет обрабатывать. Ведь готовое изделие сделанное в технике папье-маше можно выровнять очень мелкой наждачной бумагой и вывести его практически до идеальной поверхности. С клеем ПВА такое практически невозможно. |
Следующее что нам надо это бумага в наше время для папье-маше используют газеты. Но я вам рекомендую приготовить какие-то два вида бумаги. Я использую газеты и оберточную мягкую крафт-бумагу. Может взять газеты и тетради, любые бумажные полотенца или салфетки, лучше те, которые поплотнее. Почему же нужно именно два вида бумаги? Работая в технике маширования или многослойного папье-маше мы обклеиваем форму кусочками бумаги. При этом нам надо сделать минимум 10 20 слоев в зависимости от размера изделия. А теперь представьте, что мы возьмём только газету… после того как мы оклеим всю форму первым слоем у нас она будет вся в газетных кусочка. И когда мы приступим к оклеиванию формы вторым слоем используя все те же газетный кусочки нам очень тяжело будет определить места где мы уже сделали второй слой от мест где его ещё нету. Поэтому в технике маширование или многослойного папье-маше легче всего использовать два вида бумаги после того как мы сделали первый слой газетами мы берём другую бумагу, например у меня это мягкая крафт-бумага. Оклеивая второй слой мы уже чётко будем видеть где у нас ещё есть первый слой и где уже форма оклеена вторым. |
Также нам понадобится жёсткие кисти как для работы с клейстером, так и для работы с красками. Почему кисти должны быть именно жёсткие? В технике папье-маше, такой как маширование можно работать двумя способами. Руками, когда мы берём в руки клейстер и смачиваем кусочки газет прикладываем их форме и руками же их приглаживая. Если же вам совсем не хочется пачкать руки можно использовать жёсткую кисть. Мы набираем клейстер на кисть кладём кусочек газеты на форму и кистью приглаживаем его, при этом мы не только смачиваем клейстером кусочек газеты но также хорошо приглаживая в его к форме, вгоняя из-под него весь воздух. Мягкой кистью такое сделать не получится. Также кисти нам нужно для окрашивания и тонировки наших изделий. Кисти должны быть разных размеров, если вы будете работать с большими поверхностями, лучше использовать и широкие малярные кисти. Для маленьких объектов и рисования мы используем кисти меньшего размера. |
Кроме того для фонового окрашивания поверхности из папье-маше нам понадобится спонжики они дают более ровный слой краски и не оставляют полос как кисточки. Если у вас нету спонжи их можно заменить обыкновенные губкой (выбирайте с самыми мелкими порами) для этого нужно нарезать в губку на небольшие кусочки. Неудобство заключается в том что губку надо будет держать руками и вы можете испачкать руки. Что же можно придумать можно взять и в качестве держателя использовать любой разновидность прищепки либо специальные зажимы для бумаги. Я в одном из своих видео показываю как своими руками сделать спонжик не хуже покупного. |
Также нам нужны различные режущие инструменты. Во-первых это ножницы. Ножницы обязательно должны быть хорошего качества из нержавейки потому что мы будем резать ещё влажные изделия. Бумага для папье-маше ни в коем случае не режется она только рвется, ножницы нам нужны будут не для этого. Ещё нам нужны ножи. Это могут быть различные канцелярские ножи специальные ножи для вырезания. Канцелярские ножи могут быть как широкие такие узкие какие у вас есть или какими вы привыкли пользоваться. Главное чтобы лезвию такого ножа было острое. К таким ножом всегда идут сменные лезвия запаситесь ими. |
Для того чтобы обработать поверхность папье-маше и сделать ее более ровной и гладкой нам будет нужен шлифовальный инструмент. Это может быть наждачная бумага самая мелкая, специально шлифовальная губка, либо сетка. Иногда удобнее использовать бумагу либо сеточку например когда у нас объект имеет какую-то сложную форму бумага нам дает возможность добраться в различные углубление и складочки потому что её можно сложить либо свернуть так как нам надо. Плоскую поверхность или поверхность шара удобней шлифовать губкой потому что она имеет прямое основание и мы с помощью губки можем получить равномерное давление на всю нашу поверхность. Если же мы будем использовать наждачную бумагу то мы будем регулировать давление на поверхность наждачной бумаги с помощью руки. |
После того как поверхность готова её можно оформлять, я окрашиваю свои изделия из папье-маше акриловыми красками. Краски конечно же могут быть любыми. Но при использовании гуаши либо акварели вам придётся дополнительно защищать свое изделие лаком. При работе с акриловыми красками этап с покрытием лака изделия можно пропустить потому что акриловая краска после высыхания становится нерастворимой, то есть она дает защитную плёнку изделия. Но будьте внимательны, акриловые краски также бывают разного качества сейчас выпускают специальные акриловые краски для детского творчества которые после высыхания являются ввода растворимые ми. Это сделали для того чтобы одежда в которой ребёнок занимался творчеством могла легко стираться ну такая краска как вы понимаете не даст нам защитные плёнки на изделия. И его нам тоже надо будет покрыть лаком Изделия из папье-маше очень прочные и долговечные поэтому если вы выберите хорошую краску такое изделие нам будут служить десятилетия а может быть и дольше. Поэтому я очень чательно выбираю краски для своих работ. |
Последними этапом является покрытие изделия из папье-маше лаком. Как я уже говорила если мы используем акриловые краски хорошего качества этот этап можно пропустить. Но он важен если бы использовали краски которые ввода растворимых после высыхания например гуашь акварель. Также есть изделия которые контактируют с влагой, им нужна дополнительная защита. Например вазы я рекомендую дополнительно покрывать лаком Лаки тоже бывают разные есть лаки для саун и лаки для яхт уже из самого названия понятно, что эти лаки предназначена для того чтобы защищать поверхность от агрессивной водной среды. Три слоя такого лака надёжно защитит ваши изделия. Для других работ можно использовать обыкновенный акриловый лак. После высыхания он даст хорошую защитную плёнку. Но будьте осторожны при нанесении первого слоя лака по гуаши либо акварели потому что вы можете смазать краску. На таких работах проще использовать спрей. |
Вот и все рекомендации по тому минимальному набору материалов и инструментов для творчества в технике папье маше. Я надеюсь, что вам не составить труда найти все эти вещи у себя дома. |
Если у вас уже все готово и вам не терпится приступить к изучению техники папье-маше то для вас у меня есть несколько вариантов обучения Для тех кто только хочет освоить эту технику есть курс «Основы папье-маше для новичков» Всю серию статей можно посмотреть на сайте по тэгу "Основы папье-маше для начинающих" Все видео курса Основы папье-маше для начинающих можно посмотреть у меня на канале. Подписывайтесь, что бы не пропустить обновления! https://www.youtube.com/user/AllenyshkaArt/ Курс вынесен в отдельный плейлист https://www.youtube.com/playlist?list=PLVIoLatQu9tsPJoNJLvtqaNr9SxIfBbyH Для тех, кто знаком с основами предлагаю начать с простых уроков. А так же ознакомьтесь с разнообразными видео мастер-классами на этой странице. |
allenyshka.net
Масса папье-маше, как её делаю я....МК
2.
Очень много рецептов и советов можно найти и у нас на сайте, по приготовлению массы папье-маше.
Но у каждого есть свой собственный способ и секрет её приготовления...Я хотела бы с вами поделиться моим способомПосле нескольких проб и ошибок, я определила для себя -более менее- точные пропорции которые, на данный момент, меня полностью устраивают...3.
Итак: готовлю туалетную бумагу, вместительную ёмкость, кипяток, муку, клей ПВА, блендер погружной
4.
Бумага у меня только белая (серенькой, как в России здесь нет)Беру самую дешёвую туалетную бумагу - 2 руллона
5.
рву её на кусочки или нарезаю
6.
заливаю кипятком или горячей водой из под крана. Воды побольше наливаю, чтобы хорошо покрыть бумагу (эта вода всё равно будет сливаться потом, так что не жалейте)Оставляю до полного остывания, а иногда на ночь
7.
Остыло. Теперь погружным блендером измельчаю бумагу в "кашку"Вот здесь вы почувствуете - чем больше было воды, тем легче пробивается масса
8.
9.
Теперь всю воду нужно отжать.
10.
11.
Хорошенько отжимаю (но не до маразма, конечно)
12.
13.
14.
Бумага вся отжата.
15.
Готовлю клейстер.В стакан кладу 3 столовые ложки муки с горкой
16.
Доливаю потихоньку холодной воды и хорошенько размешиваю, мука впитывает воду и нужно подливать по чуть чуть
17.
до однородности размешиваю
18.
В кастрюльке ставлю на газ 0,5 литра воды.Как вода закипит - потихоньку вливаю содержимое из стакана, постоянно помешивая
19.
хорошенько провариваю клейстер, достаточно густой он получается.
20.
Оставляю до остывания
21.
Затем выкладываю клейстер в отжатую бумагу
22.
23.
Пробиваю блендером до однородности
24.
Уже на этом этапе масса получается гладенькая, хорошо моделируется и не липнет к рукам
25.
Добавляю 3 столовые ложки клея ПВА
26.
27.
Пробиваю ещё раз блендером, теперь масса будет прочная как дерево, когда высохнет
28.
Готово !!!
29.
Мне очень нравится какой получается масса,очень послушная, эластичная..
30.
и не тянется за руками..
31.
Можно хранить в пластиковых контейнерах в холодильнике, если не использовали сразу всю.Я, самое большое, неделю хранила в холодильнике. Сохраняется отлично.
32.
Буду рада, если вам пригодится мой опыт.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
sdelaisam.mirtesen.ru
Применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода практикуется уже давно, и из него выделяется довольно много вещей, так как способ изготовления довольно простой, и сделанные из него предметы отличаются легкостью и прочностью. Кроме того, изделия из папье-маше поддаются всякой отделке и поэтому могут удовлетворить самым строгим требованиям. В прежнее время знали только массы из бумажной кашицы, т. е. бумагу размельчали, вымачивали в воде и полученную кашицу прессовали в формы. В настоящее время к бумажной или тряпичной массе прибавляют глину, гипс или другие вещества. Существует сорт папье-маше, состоящий из определенного числа отдельных листов, которые соединяются посредством склеивающего вещества и образуют при достаточном давлении компактную прочную массу. Смешиванием бумажной массы с такими веществами, которые противодействуют влиянию воды, или покрытием ими готовых предметов можно изготовить из папье-маше непромокаемые изделия. 1. Папье-маше по Винцеру. Для этой массы можно употребить всякие сорта бумажных обрезков, а также обрезки картонов в т. п. Второй составной частью является мелко просеянная зола - главным образом зола от крепкого дерева, и, наконец, третья составная часть - мучной клейстер. Из этих составных частей масса приготовляется следующим образом. Бумажные обрезки рвут на мелкие куски, бросают в наполненный водой котел и дают в воде размокнуть; частое помешивание ускоряет этот процесс. Размякшую бумажную массу вынимают, слегка отжимают воду, перекладывают в ступку и хорошо растирают. После этого массу кладут в плотный полотняный мешок и хорошенько отжимают всю воду. Полученный комок высушивают на солнце или печи, а после просушки растирают на терке так, чтобы бумажные хлопья на ощупь походили на хлопок. Натертую таким образом массу смешивают на доске с обыкновенным мучным клейстером при помощи деревянной лопаточки до густоты теста. Комок, заправленный мучным клейстером и образующий третью часть приготовляемой массы, раскатывается скалкой на доске и раскладывается в виде венка. В отверстие насыпают из мелко просеянной золы, поливают ее понемногу водой и мешают, пока вся зола не будет пропитана водой. Затем смешивают мокрую золу с венком из бумажной массы и хорошо размешивают. Полученную массу кладут в ступку и хорошо перемешивают, после чего получается папье-маше, которое можно сразу пустить в употребление. Если массу хотят сохранить долгое время влажной, то ее перекладывают в глиняные оглазуренные горшки, которые ставят один на другой и оберегают от солнца и тепла. Из этой массы можно изготовлять барельефы, причем эта масса заменяет воск, употребляемый при моделировке. Для этой цели берут кусок массы из глиняного сосуда, придают ему плоскую форму необходимой для барельефа величины, смазывают одну сторону мучным клейстером и накладывают на любую плоскость, например на полированное дерево, металлическую доску или картон. После этого на массу кладут сложенное вчетверо сухое полотенце и извлекают повторными накладываниями имеющуюся в массе излишнюю влажность. После такой обработки из массы можно легко моделировать при помощи деревянной стеки любой орнамент, как это делается с воском или другой пластической массой. Эта масса имеет перед воском следующие преимущества: а) Стекой работается легче в мягкой массе, которую можно прижимать, лепить, придавать разные формы. Если одна часть засыхает раньше, то ее смазывают смоченной в воде кистью, и масса снова поддается обработке. Если работа до ее окончания совсем засохла, то ее можно частично или целиком увлажнить при помощи мокрого полотенца и продолжать работать стекой. в) После того как законченный барельеф совершенно высохнет, его покрывают жидким мучным клейстером при помощи кисти, дают просохнуть клейстеру, после чего работа сглаживается костяной стекой. После этого ее покрывают жидким клеем, снова высушивают и сглаживают где нужно костяной стекой. При такой обработке поверхности предоставляется полная возможность покрыть орнаменты масляными или водяными красками, лаком или позолотой. Если работа раскрашена или позолочена, то ее покрывают еще несколько раз спиртным лаком, и после того как он высохнет, работа не боится ни холода, ни жары, ни сырости, и мухи и пыль не могут ей повредить. Лакированная поверхность совершенно предохраняет работу от порчи. Пыль смахивается щеткой, а пятна от мух смываются влажной тряпочкой. 2. Папье-маше по Дернигу. Берут 4 кг тряпичных обрезков, вымачивают их несколько дней в воде и затем в той же воде кипятят 3 часа. После этого массу перекладывают в несколько горшков и тщательным обрабатыванием мутовкой превращают в гладкую, жидкую кашицу. Перелив из горшков готовую кашицу в корыто, прибавляют в нее 3 кг мелко истолченной жженой магнезии, 3 кг ржаной муки, 1 кг мелко истолченной негашеной извести и 14 л крахмального клейстера в горячем еще состоянии, хорошо все промешивают и дают стоять от 1 до 2 суток. После этого сливают сверху отстоявшуюся воду и снова дают смеси стоять от 1 до 2 суток, отчего масса делается гуще. Затем полученную массу можно прессовать в формы, а предметы после просушки обрабатываются ножом, напильником, стеклянной или наждачной бумагой или на токарном станке. Для большей прочности готовые предметы погружают в кипящее масло, а после просушки полируют мелким порошком пемзы, раскрашивают и покрывают лаком. Эта масса особенно рекомендуется для трубочных головок, так как очень медленно обугливается. 3. Папье-маше для игрушек. а) В подходящем сосуде вымешивают в гладкую жидкую кашицу 50 кг мелко истолченного и отмученного глинистого сланца с 20% тряпичной бумаги, 30% обожженного гипса (алебастра) и с достаточным количеством воды. Полученную массу наливают в закрытые полые формы, предварительно смазанные каким-либо жиром или мелко истолченным гипсом или сланцем. Через несколько минут в форме образуется более или менее толстая корка, после чего выливают лишнюю жидкую массу, вынимают готовый предмет из формы и просушивают его, чтобы удалить воду. Затем для придания ему прочности его покрывают воском, парафином, каучуком, лаком или красками. Преимущество этого способа фабрикации состоит в том, что смешанную с гипсом массу можно вылить в закрытые формы, где она быстро затвердевает, так что формы уже через несколько минут годятся к дальнейшему употреблению. б) Для отливки кукольных головок, масок и т. п. употребляют массу, приготовленную из различных обрезков бумаги и картона. Для изготовления массы названный материал складывается в котел (предпочтительнее железный эмалированный), прибавляется соответствующее количество воды и основательно кипятится. При кипячении масса растирается возможно мельче, чтобы разошелся находящийся в бумаге клей и образовалась гладкая бумажная кашица. Когда бумажная масса достаточно сварена и превратилась в гладкую кашицу, без комков, ее вынимают из котла большими или меньшими количествами, кладут на решето, дают хорошенько стечь воде, формуют массу в шарики и измельчают ее при помощи механической терки. На 2 кг полученной таким образом бумажной массы прибавляют 3 кг мелко истолченного мела и смешивают массу с клеевой водой, которую составляют из 0,5 кг столярного клея и 2 л воды. Воду, которая осталась от выжимания бумажной массы и стекла с решета, насыщают 250 г крахмального клейстера, к которому прибавляют 66 г табачной швары с полынью (если швары достать нельзя, то берут чеснок и полынь). Благодаря этому добавлению масса приобретает большую прочность и некоторого рода эластичность; кроме того, она не подвержена нападению паразитов. Массу хорошо вымешивают, чтобы она приобрела густоту теста, и раскатывают ее на столе скалкой как тесто. При формовке полученные листы папье-маше нарезают кусками нужной величины и вдавливают их при помощи особых деревянных лопаточек в формы. При этом нужно следить за тем, чтобы масса не разошлась и не дала трещин, в особенности в глубоких частях формы. В очень глубоких местах, например у кукольных головок, вдавливают еще отдельно кусочек бумажной массы для того, чтобы все места были заполнены. Выступившую воду снимают губкой или пропускной бумагой, вынимают оттиск из формы и дают просохнуть на проволочной сетке. 4. Папье-маше как строительный материал. Новый строительный материал из бумаги обладает качествами твердого мелкопористого дерева, имея перед последним то преимущество, что он не коробится от сырости и теплоты. Для изготовления его употребляют обыкновенную бумагу, к которой прибавляют водный раствор из 1 крахмала, 1 гуммиарабика, 1 двухромовокислого калия (хромпик) и 3 бензина в расчете на 44 бумаги, которая обрабатывается в голландере. Полученные листы бумаги покрываются клеящим веществом из 16 клея и 1 льняного масла и затем при давлении и высокой температуре прессуются в прочные доски. Целесообразно оставить получившиеся доски под прессом в течение недели, после чего их можно обрабатывать и применять как дерево. Для того чтобы сделать доски огнеупорными, вышеупомянутый раствор из крахмала, гуммиарабика, хромпика и бензина заменяется раствором из 1 кремненатриевой соли, 2 квасцов, 2 углекислого калия и 3 водного нашатыря. Этого раствора употребляют 8 на 40 бумаги. Для склеивания употребляют в этом случае крахмал. В остальном поступают, как сказано выше. 5. Папье-маше для полов. Бумажные полы, представляют некоторые специальные удобства - этого рода полы плохо проводят тепло, приятны для опоры ног и почти не издают звука при ходьбе по ним. Вообще, они всего более напоминают половики из линолеума, с той лишь существенной разницей, что обходятся они значительно дешевле последних. Самое изготовление таких бумажных полов совсем не сложно и состоит в следующем: бумажное тесто смешивают с небольшим количеством цемента, исполняющего роль связывающего вещества, и приготовленную массу наносят на толстую сетку, растянутую по земляной настилке, после чего укатывают катком. Когда масса высохнет, ее покрывают краской в желаемый цвет. 6. Папье-маше для филенок. Эта масса служит для изготовления филенок и облицовок жилых домов, пароходных кают, железнодорожных и трамвайных вагонов, экипажей и т. д. Эта масса поддается всяческой обработке - ее можно строгать, пилить, клеить, прибивать гвоздями, и она никогда не расщепляется и не дает трещин. На открытом огне ее можно гнуть, придавая ей элегантнейшие формы, и ее можно, лучше, чем дерево, красить, полировать и лакировать. При этом краска, политура и лак держатся на ней гораздо прочнее, чем на дереве. Масса нечувствительна к перемене температуры, даже если постоянно подвергается действию солнца или дождя, не коробится и не дает трещин. При обработке она имеет то преимущество, что не имеет волокнистого строения, а потому не надо обращать внимания на волокна, как при дереве. Для изготовления этой массы поступают след. образом: берут 70% тряпья, 10% джута, 15% бумажных обрезков, 5% бумаги из древесной массы (всего 100%). Эти части при помощи соответствующих приспособлений, с прибавлением воды, перерабатываются в однородную массу. Полученную кашицу высушивают, а после просушки прибавляют 40-50% вареного льняного масла и размешивают как можно лучше, чтобы получилось однородное тесто. Это тесто утрамбовывается в формы, соответствующие тем размерам, какими должны быть изготовляемые филенки. Остальные предметы, кроме филенок, изготовляются прессованием в формах. Предметы в виде панно, готовых капителей, розеток и т. п. сушатся в печи при температуре около 70°C и тогда готовы к употреблению. 7. Вулканизированные папье-маше. Для изготовления этой массы бумага обрабатывается концентрированным раствором хлористого цинка 65-75° Б. Вместо хлористого цинка могут быть употреблены хлористые соединения олова, алюминия, магния или кальция. После такой обработки нужно промыть бумагу чистой водой, пока она не освободится от излишних химикалий. Так как на 1 кг бумаги требуется 4 кг концентрированного раствора хлористого цинка, то такой способ был бы слишком дорог для практических целей, если бы нельзя было снова использовать хлористый цинк, что делается следующим образом. Воду, в которой промывают обработанную хлористым цинком бумагу, употребляют до тех пор, пока концентрация не достигнет 30-40° Б. Тогда выделяют углекислым натрием (содой) весь цинк в виде углекислой окиси цинка так, чтобы в растворе остался только хлористый натр. Продажная цена углекислой окиси цинка покрывает стоимость хлористого цинка. Можно, однако, из углекислой окиси цинка обработкой ее соляной кислотой снова образовать хлористый цинк и вновь его употребить в дело. Полученная таким образом масса так разбухает от сырости что ее нельзя было бы употреблять, если не сделать ее водонепроницаемой. Это достигается тем, что ее от 24 до 48 часов подвергают действию азотнокислой ванны, а затем тщательно промывают в воде. Требуемое для действия время зависит от толщины обрабатываемых предметов: чем они толще, тем медленнее пропитываются азотной кислотой, т. е. тем больше потребуется времени. Так как трудно достать азотную кислоту необходимой концентрации, то следует отдать предпочтение смеси из азотной и серной кислоты, соотношение которых зависит от концентрации азотной кислоты. Необходимость сделать предметы водонепроницаемыми навела на мысль вулканизировать их обработкой концентрированной серной кислотой. Проделывается это следующим способом: в ванну из серной кислоты (обыкновенной продажной кислоты) прибавляют цинк-приблизительно 1 цинка на 32 кислоты- и оставляют стоять, пока кислота не вберет как можно больше цинка. Когда жидкость охладится, прибавляют декстрин-в пропорции 1 декстрина на 4 раствора. Это оказывает удивительное влияние на действие ванны; лист бумаги, после пребывания в ванне не разрушается немедленно от кислоты, но сохраняет долгое время силу сцепления или склеивания после того, как он вынут из ванны. Этим выигрывают столько времени, сколько нужно, чтобы из двух или нескольких бумажных листов образовать картон или формовать обрабатываемую массу. Затем масса опускается в ванну из обыкновенной поваренной соли и воды. Здесь происходит двойное разложение: образовавшиеся соли, сернокислый натрий и хлористый цинк растворяются в воде. Предмет затем промывается в чистой воде и обрабатывается дальше по желанию. Новизна этого рецепта состоит в добавлении к сернокислой ванне таких веществ, которые обладают способностью ослабить или замедлить действие кислоты. Вместо цинка можно употреблять и другой минерал, напр., железо, а вместо декстрина другое вещество, напр., кровь, яичный белок, бумагу или бумажную массу. Таким способом могут быть обработаны всякие растительные волокна и ткани. Когда они обработаны в достаточной мере и свальцованы, они представляют отличную замену кожаных ремней. Для приготовления особенно толстых картонов их сначала вальцуют обыкновенным способом и соединяют две или несколько таких масс. Смазав обе поверхности описанной выше жидкостью и склеив таким образом, их промывают, как описано выше. Чтобы сделать изделия водонепроницаемыми, к кислотной ванне прибавляют немного сернокислого калия. 8. Вулканизированная фибра изготовляется таким же образом в твердом и мягком виде. Твердая вулканизированная фибра представляет рогообразную, однородную твердую массу, которая не расщепляется и не ломается. Она выдерживает высокую температуру и высокое давление, ее можно пилить, буравить, строгать, штамповать и полировать. Твердая фибра, в качестве отличного непроводника электричества, пригодна для изоляционных целей. Винтовые нарезки на ней можно вытачивать так же равномерно и резко, как из металла. Вулканизированная фибра применяется для изоляционных целей в электричестве, для машинных частей всякого рода, в особенности для бесшумно вращающихся зубчатых колес, подшипников и т. д. и вообще всюду, где требуется неокисляющийся и нечувствительный к ударам и толчкам, к жирам и сырости материал. Она лучше и дешевле кожи, резины, металла, кости и слоновой кости и нечувствительна к холодной и горячей воде, к маслу, жиру, нефти, керосину, нашатырю, слабым кислотам и т. д. Гибкая вулканическая фибра представляет кожеобразную массу, противодействующую холодной и горячей воде, маслам и т. п. Она растягивается при этом совершенно гладко и ровно. Ей отдается предпочтение перед резиной и кожей. Гибкая фибра служит для вентилей, насосных клапанов, обручей, фрикционных шайб и т. д. От действия воздуха и сухости гибкая фибра становится твердой, но погружением в воду может быть опять сделана гибкой. Вулканическая фибра не выносит только слишком сухой жары. Получающиеся при обработке обрезки ни на что не пригодны. 9. Фибровый картон выделывают из всевозможных растительных волокон. Последние обрабатываются в сосуде, при нагревании, хлористым цинком, хлористым калием, хлористым магнием или серной кислотой, а затем перекладываются в барабан, дно которого снабжено маленькими отверстиями или щелями. Посредством поршня масса выжимается через находящиеся в барабанном дне отверстия тонкими нитями, перекладывается в сыром виде на металлические листы (с краями) и на них прессуется. После формовки картон подвергается действию водяной ванны, а затем высушивается. Величина металлического листа должна значительно превышать величину готового картона, так как при сушке в высокой температуре он усушивается на 50-60%. Преимущество такого способа вулканизации состоит в том, что прессуемый картон находится в виде длинных тонких нитей, которые переплетаются между собой, образуют особенно крепкие соединения и придают картону большую прочность и сопротивляемость. 10. Окраска изделий из папье-маше. Папье-маше может быть окрашено двумя способами: окрашивают всю массу насквозь или же покрывают красками только его поверхность. Выбор того или другого способа зависит от характера вещей. Вещи, часто употребляемые, напр., шкатулки, пеналы или т. п., удобнее раскрашивать насквозь. Если углы у таких предметов оботрутся, то они не будут рыжие или серые, а останутся в общем тоне. Декоративные же вещи, к которым не прикасаются руками, можно окрашивать поверх. В некоторых случаях можно комбинировать оба способа. Для окраски всей массы используют анилиновые краски. При этом надо иметь в виду, что чем светлее цвет, в который хотят окрасить папье-маше, тем чище должны быть взяты для него материалы. При этом способе окраски не следует предметы долго держать в печи, а только хорошенько просушить, чтобы не изменить нежных тонов. При темной окраске массы этой предосторожности не требуется, и вещи можно просушить в печи. В большинстве случаев употребляют второй способ окраски, т. е. покрывают вещи, сделанные из папье-маше, масляными или спиртовыми красками. 11. Маски и головки по Сатунину красятся следующим образом. Для окраски масок и кукольных головок надо, прежде всего, составить общий основной тон из клеевой краски. Для этого берут 500 г самой чистой гашеной извести, примешивают к ней 600 г квасцов, размешивают все хорошенько и оставляют стоять на сутки. На следующий день смесь протирают сквозь частое сито и кладут на несколько листов протечной бумаги, чтобы извлечь излишнюю воду. Затем сбивают отдельно 80 г деревянного масла с яичным белком от 6 яиц и смешивают с гашеной известью. После этого остается лишь покрасить полученную смесь киноварью, бистром для получения тельного цвета. Составленную таким образом краску разжижают довольно густой клеевой водой. Для нежных тонов берут желатин, а для темных столярный клей. Краску ставят в другой горшок с горячей водой, чтобы клей не застывал. Маски и головки кроют широкой мягкой кистью и дают высохнуть. Когда маски и головки высохли, их надо аккуратно отполировать хвощом. Автор: Г. Бродерсен |
www.sdelaysam.info